Говоря
об искусстве первобытности, мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию
равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности.
Формулировки, привычные для популярного искусствоведения, широко используются
при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы",
"идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и
т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.
Если
сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация
которой вполне осознаны как создателями, так и "пользователями" искусства, то
чем глубже в древность, тем эти представления были более размытыми. В сознании
первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область
деятельности.
Способностью
к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались
некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это
ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих
условий можно только догадываться.
Процесс
осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений
начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и
завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном "творчестве"
можно только в иносказательном смысле. Вся духовная жизнь первобытных людей
проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде.
Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у
нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями
одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности). Неверно и
представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными
искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от "службы") у
них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и "неработу".
Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы,
не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность
оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось
ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на
благополучие своего рода и себя самого .
Таким
образом, пользуясь понятием "искусство" по отношению к первобытной эпохе,
желательно иметь в виду сказанное выше. Какое искусство считать первобытным?

|