russian / english

Пещеры

Россия

  • Капова

  • Испания
  • Альтамира

  • Франция
  • Ляско
  • Руффиньяк
  • Нио
  • Пеш-Мерль
  • Коске
  • Шове

  • Южная Америка
  • Бразилия
  • Палеолит

    Искусство малых форм (мелкая пластика)

    Неотъемлемую часть искусства эпохи палеолита составляют предметы, которые по-русски принято называть "мелкая пластика", по-французски - l'art mobilier, по-английски - portable art.

    Это - три типа объектов:
    1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта),
    2) уплощенные предметы с гравировками и росписями и
    3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
    Одной из первых находок подобных изделий была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух.

    Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле). Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью Альтамиры, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

    Наиболее пристальное внимание специалистов привлекают статуэтки женщин, обнаруживаемые время от времени при раскопках поселений эпохи верхнего палеолита. Сейчас только на территории России таких статуэток известно несколько десятков. Вместе с находками в Европе их больше двух сотен. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами. Типичной можно считать "Венеру" из Виллендорфа и статуэтки из Костенок. Вместе с тем есть и вполне реалистические объемные изображения. К ним, например относится широко известная головка, которую во Франции называют "дама в капюшоне" из Брассемпуи. А другая статуэтка, найденная здесь же, но к сожалениию, обломанная, демонстрирует чуть ли не античные пропорции женской фигуры. Некоторые статуэтки из Чехии сделаны из обожженной глины, например, с поселения Долни Вестоници. Еще недавно это считалось уникальным явлением, но статуэтка из обожженной глины недавно была обнаружена в Сибири, в верховьях Енисея на стоянке Майна. Здесь же в Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые "комбинезоны". Это находки на стоянках Буреть и Мальта.

    Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., отражающие идею материнства и плодородия. Об этом писали А.Брейль, Г.Осборн, П.П.Ефименко и многие другие. Отдельные варианты этой идеи, завершив полный "цикл", начинают новый виток. Так, Мак Дермот, видимо, не знакомый с изданными по-русски книгами Ефименко, объясняет статуэтки с преувеличенно большими животами как изображения беременных женщин, о чем Ефименко писал еще в 1935 г.

    Подпись под рис. Вот как представлял себе изготовление статуэтки из Долни Вестонице известный чешский художник Зденек Буриан.

     


     

      

    Музеи России -
Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU TopList