russian / english

Пещеры

Россия

  • Капова

  • Испания
  • Альтамира

  • Франция
  • Ляско
  • Руффиньяк
  • Нио
  • Пеш-Мерль
  • Коске
  • Шове

  • Южная Америка
  • Бразилия
  • Палеолит : Пещерная живопись : Пещера Ляско

    Коррида

     

    Фреска из "колодца" в пещере Ляско (около 1,5 м в поперечнике ) наводит на некоторые размышления. Сцена единоборства человека с быком из Ляско не единственная в искусстве верхнего палеолита. Близкая по содержанию роспись известна в пещере Пиндаль (Испания): раненый бизон нацелился своими рогами на две поверженные человеческие фигурки, из которых одна тоже с явно подчеркнутым признаком мужского пола. Та же тема гравировка на роге оленя (пещера Нижняя Ложери)отражена в гравировке на роге оленя из пещеры Нижняя Ложери. Можно думать, что художественный образ трагического столкновения человека с быком возник чуть ли не одновременно с появлением искусства и устойчиво сохранялся во всех последующих периодах истории. Эта тема остается одной из ведущих в изобразительном фольклоре Евразии от Франко-Кантабрии и Леванта на западе до Прибайкалья и Монголии на востоке. Но восточнее Прибайкалья и севернее границы между лесостепью и тайгой образ быка уже не встречается в древних изобразительных памятниках. Столь же широко в пределах евразийских степей и предгорий были распространены и древние культы, связанные с быком. На древнейшем энеолитическом поселении Чатал-Хююк в одном из "храмов" была найдена интересная скульптурная композиция из черепов быков, обмазанных глиной и раскрашенных охрой .

    В древних захоронениях эпохи энеолита и бронзового века встречаются кости быка, т.е. остатки кусков мяса, которое сородичи клали в могилу в качестве заупокойной пищи для умершего. Судя по костям, погребенного снабжали мясом то дикого зубра, то одомашниваемого быка. Следовательно и после доместикации быка охота на его дикого сородича продолжалась. Сложившись еще в верхнем палеолите, культ быка постепенно превращался в ритуал жертвоприношения и распространился по всему евразийскому поясу гор и степей. Это хорошо видно по некоторым находкам в курганах катакомбной культуры (II тыс. до Р.Х.). У входа в катакомбу или в самой насыпи кургана находят аккуратно сложенные череп быка и кости четырех ног (концевые части). Это значит, что при похоронах забивали быка, снимали с него шкуру с головой и концами четырех ног, отчлененными от плечевых или бедренных частей. Шкура с ногами и головой посвящалась покойному и отдавалась ему, а остальная туша шла на поминальное пиршество.

    Однако самый большой интерес в рамках данной темы представляют собой некоторые сюжеты с участием быка и человека. Их очень много: от фрески энеолитического Чатал-Хююка до эллинистического Митры, "убивающего быка" и вплоть до испанской корриды нашего времени.

    Реальные истоки мифологизированного сюжета, по-видимому, таятся в мире охотников эпохи верхнего палеолита (около 20 тыс. лет тому назад). Охота на дикого быка всегда была очень опасным делом, требующим полной мобилизации физических и моральных сил охотника, его ловкости, молниеносной реакции и тщательно отработанной "технологии", которой по-видимому обучали мальчиков с раннего детства, доводя необходимые навыки и приемы до автоматизма. Охотник не мог рассчитывать ни на длительное единоборство, ни на спасение бегством в случае неудачи: слишком неравными были физические силы. Поэтому ему было необходимо поразить быка чуть ли не одним-единственным первым и последним точным ударом. Если же удар не достигал цели или был недостаточно сильным, разьяренный бык бросался на охотника, и судьба последнего могла зависеть только от быстрых ног или от удачно подвернувшегося дерева, на котором можно было бы отсидеться. На ровном месте гибель охотника становилась почти неизбежной.

    korrida korrida

    Интересные данные о единоборстве человека и быка дают археологические наблюдения. Одним из таких свидетельств четко отработанной технологии охоты на дикого быка является редчайшая находка З. А. Абрамовой при раскопках верхнепалеолитического поселения Кокорево I в долине Енисея. Здесь была найдена левая лопатка крупного 6-7- летнего зубра. В лопатке застрял вонзившийся в нее роговой наконечник дротика или копья. Острие, пробив лопатку, вышло из нее с внутренней стороны почти на 4 см. После такого удара малейшее движение левой передней ноги причиняло зубру нестерпимую боль, поскольку при любом шевелении ногой острие дротика рассекало и рвало мышцы плеча и грудной клетки , расположенные под лопаткой. Одной такой раны было достаточно, чтобы зверь потерял всякую способность к сопротивлению или к бегству. Этот прием охоты, освоенный более 15 тыс. лет назад, практиковался на протяжений всей последующей истории. Почти тем же способом охотились на бизонов с копьем или луком американские индейцы в XVIII в.

     


     

      

    Музеи России -
Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU TopList