russian / english

Бронзовый век

 

Обычно выделяют два больших периода - энеолит (медно-каменный век) - переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век. С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего это - дальнейшее распространение производящего хозяйства - земледелия и скотоводства и освоение нового материала - металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы - с использованием лошади для верховой езды.

Искусство эпохи бронзы

Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы (рисунки на скалах), изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта - все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своебразным "изобразительным языком", знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства проявляется в орнаменте и в первую очередь в традициях орнаментации керамики. Отразить все разнообразие искусства бронзового века невозможно в рамках этого сжатого очерка. Остановимся лишь на некоторых наиболее интересных материалах.

Каракол

Многие открытия в археологии делаются случайно. Именно так и произошло со знаменитыми росписями Каракола. При строительстве мемориала в центре села Каракол на Горном Алтае строители наткнулись на остатки кургана энеолитического времени. Работы были приостановлены и памятник был передан для археологических исследований. Под насыпью были обнаружены остатки погребений, совершенных в заглубленных в землю "ящиках" из каменных плит, перекрытых такими же плитами. На черепах погребенных отчетливо прослеживались следы красной краски. В каракольском кургане не было обнаружено ни одной вещи, которая могла бы помочь датировать памятник, однако находки были действительно уникальными.

Череп со следами раскраски.
Каракол. Алтай
На стенах погребальных ящиков сохранились многочисленные изображения выбитые и нарисованные краской. Почти все они были трехцветные - древние художники использовали красную, белую и черную краски.
Что же изображено на каракольских плитах?
Антропоморфные существа, представленные на плитах Каракола и в самом деле очень загадочны. Все они сочетают антропоморфные и зооморфные черты - бычьи рога, звериные когти, морды, удивительно похожие на заячьи, "трехпалость" - все это тесно переплетается в облике каракольских персонажей. Такое сочетание становится понятным, если допустить, что все каракольские фигуры изображены в ритуальных масках. Это предположение подтверждается отсутствием у каракольских изображений шеи и явно увеличенные размеры головы - именно так выглядит человек в ритуальной маске.
Еще одна интересная особенность каракольских изображений - сочетание в одной фигуре нескольких проекций (например, лицо анфас, туловище и ноги в профиль). Этот яркий стилистический прием сближает каракольские рисунки с древнеегипетским искусством.
Что касается интерпретации сюжетов, изображенных на плитах каракольских гробниц, то они могут допускать самые различные истолкования. Ясно одно - перед нами явно мифологические сцены, связанные с космологическими представлениями древних людей. Быть может, это изображения божеств, призванные помочь умершему в переходе из мира живых в мир мертвых.
Персонажи и сюжеты каракольских изображений внешне напоминают искусство Древнего Востока. Кстати, на Алтае, близ д. Озерной была найдена стела с резными изображениями верениц животных, которые своей "древнеегипетской" стилизацией удивили даже известного египтолога акад. Б.Б.Пиотровского. Может быть именно здесь стоит искать корни каракольского искусства?



Каракол

Каракол

Каракол

 


 

  

Музеи России -
Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU TopList